Обучение по модели «школа-вуз-предприятие»: ЛЭТИ провел стажировку учителей школ Ленобласти

2021 ноября 2025 года СПбГЭТУ «ЛЭТИ» провел стажировку педагогов образовательных организаций Ленинградской области, участников учебно-образовательного кластера профильных предпрофессиональных классов инженерно-технической направленности.

Первый день стажировки проводился на базе университета «ЛЭТИ», второй – на площадках МОБУ «Центр образования «Кудрово» – стратегического партнера СПбГЭТУ «ЛЭТИ» по вопросам профессиональной ориентации школьников. В мероприятии также приняли участие представители Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области и АО «Академия «Просвещение» г. Москва.

Темой стажировки стало формирование инженерного мышления у школьников в условиях реализации ФГОС в профильных классах.

В своем выступлении начальник сектора управления качеством образования комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Людмила Геннадьевна Михайлюк подчеркнула, что проект «Формирование инженерного мышления» запущен в системе образования Ленинградской области в 2025 году и направлен на решение задач, поставленных перед региональной системой образования губернатором региона.

«В школах Ленобласти на протяжении последних лет создаются профильные предпрофессиональные классы инженерно-технической направленности. Предусматривается, что выпускники этих классов в последующем выберут соответствующую специальность. Но для этого необходимо акцентировать внимание педагогов, работающих в этих классах, на формирование инженерного мышления у обучающихся. Партнером данного проекта по нашей просьбе стал Электротехнический университет «ЛЭТИ», так как у него накоплен большой опыт профориентационной работы со школьниками Ленинградской области».

Начальник сектора управления качеством образования комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Людмила Геннадьевна Михайлюк

Проректор по учебной работе СПбГЭТУ «ЛЭТИ Сергей Александрович Галунин отметил, что в прошлом учебном году университет открыл пять ЛЭТИ–классов в школах Ленобласти, разработав соответствующие программы и учебно-методические комплексы, перечень тем для школьных проектных работ. ЛЭТИ-классы запущены в соответствии с национально-технологической инициативой России в части подготовки высококвалифицированных инженеров «со школьной скамьи» и со Стратегией социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года. Реализация данного направления в значительной степени поддерживается за счет ресурса программы развития Передовой инженерной школы СПбГЭТУ «ЛЭТИ». При формировании данных классов учитывалась значительная потребность предприятий Ленобласти в кадрах в ряде инженерных направлений: в электроэнергетике и электротехнике, конструкторско-технологическом обеспечении машиностроительных производств, автоматизации технологических процессов и производств, инфокоммуникационных технологиях и системах связи, машиностроении, эксплуатации судового электрооборудования и средств автоматики, в сфере технологических машин и оборудования. Сегодня работают 20 ЛЭТИ-классов (групп). Обучение в них организовано при взаимодействии отраслевых предприятий.

«Практика показывает, что в условиях преемственного взаимодействия «школа – учреждения высшего и среднего профессионального образования – предприятие» удается сокращать кадровый дефицит и привлекать востребованных специалистов на предприятия и в развитие малого предпринимательства. Основой практико-ориентированного образования в этих классах является проектная деятельность, которая реализуется при участии сотрудников и студентов СПбГЭТУ «ЛЭТИ». В целом наша совместная работа в системе образования Ленинградской области по профессиональной ориентации школьников уже зарекомендовала себя с позиций достижения конкретных результатов.Ежегодно из Ленобласти в ЛЭТИ поступают 150-170 выпускников школ, что составляет 10% первокурсников, обучающихся на бюджетных местах. При этом, согласно результатам недавнего опроса, 20 студентов университета из 100 опрошенных хотели бы работать на предприятиях Ленобласти».

Проректор по учебной работе СПбГЭТУ «ЛЭТИ Сергей Александрович Галунин

Советник ректора СПбГЭТУ «ЛЭТИ», координатор реализации проектов по профессиональной ориентации школьников от СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Светлана Тихоновна Сидоренко подчеркнула, что в рамках взаимодействия «школа-вуз-предприятие» партнеры привлекают собственные ресурсы на подготовку востребованных инженерных кадров на рынке труда, в том числе на предприятиях, расположенных на территории муниципальных образований Ленинградской области. При этом формы и содержание образовательной деятельности – сетевые программы, сетевое расписание, сетевые организационные и нормативные документы по реализации процесса – определяет каждая школа. Это обусловлено тем, что в образовательных организациях различные условия, в том числе численность обучающихся, кадровое и материально-техническое оснащение. К примеру, при ограниченном количестве классов в параллелях могут создаваться профильные группы различной направленности. Так, в Тихвине, Бокситогорске имеются группы инженерно-технической направленности от 6 до 10 человек, в Гатчине, Светогорске, Инженерно-технологической школе Ломоносовского района – 13-15 человек. Для педагогов проведены мастер-классы, для школьников организуются экскурсии в университет и практические занятия, чтобы максимально вовлечь их в инженерную среду. Тот факт, что все пятницы и субботы первого полугодия расписаны для данных мероприятий, говорит об очевидном интересе школьников к инженерному образованию.

«Выстроенная системность в работе со школьниками нацелена на формирование осознанности выбора профессии инженера. Такой подход в формировании инженерного мышления школьников особо важен в образовательных организациях, где наблюдаются кадровый дефицит или недостаточный уровень материально-технического оснащения для реализации этого направления дополнительного образования. В свою очередь, в ЛЭТИ предусмотрен ряд мер, которые способствуют повышению конкурентоспособности выпускников при поступлении в вуз. Так, например, за успешное тестирование по предметам технической направленности ребята могут получить от одного до трех дополнительных баллов по каждому из них и воспользоваться этими баллами при поступлении в ЛЭТИ.С учетом высокого конкурса, когда на одно место претендуют до 50 абитуриентов и более, баллы дают явное преимущество. Перспективу совместной деятельности всех участников данного трека мы видим в увеличении до 50% численности обучающихся профильных классов, участвующих в научно-технических конкурсах, олимпиадах, конференциях. Предусматриваем также, что не менее 60% выпускников профильных классов будут поступать в вузы по соответствующему профилю подготовки».

Советник ректора СПбГЭТУ «ЛЭТИ», координатор реализации проектов по профессиональной ориентации школьников от СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Светлана Тихоновна Сидоренко

Светлана Тихоновна Сидоренко обратила внимание на сложность в выборе партнеров, включая представителей работодателей и бизнес-сообщества. Но работа над решением этих вопросов продолжается, и положительные примеры есть. Так, градообразующее предприятие г. Светогорск Выборгского района – Светогорский целлюлозно-бумажный комбинат активно включился в профориентационную деятельность школьников и их профильное обучение в Светогорской СОШ №1.

О том, как достичь такой эффективности, рассказал директор НИКТИ БТС СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Дмитрий Сергеевич Шевченко. Он подчеркнул, что инженерное образование и инженерное мышление – это не просто набор дополнительных дисциплин и часов, а система, новые подходы к изменению восприятия ребенка.

«Инженерная подготовка должна начинаться в 5-6 классах. На этом этапе нужно развивать у школьников гибкие навыки, а в 10-11 классах обучать их непосредственно техническим компетенциям и закреплять знания на конкретных кейсах. Первая проблема в том, что в классе 30-35 человек, и учитель физически не сможет управлять проектом каждого ученика. Организовав малые групповые проекты, над которыми работают по 3 человека, мы разрешим не только данную проблему, но и научим детей работать в команде по принципу деятельности предприятий. Вторая проблема заключается в требовании новизны в проектах. Лучше научить детей паять, искать нужную информацию, выступать на презентации, соблюдать сроки выполнения работ, следовать плану, нежели требовать от них новизну. Абитуриенты именно с такими навыками интересны вузу. Школьные проекты оторваны от реальной инженерной картины. И в этом видится третья проблема. Школьник должен проектировать то, что доступно его пониманию. К примеру, чтобы в фантазиях ребенка поливайка для комнатного растения не превратилась в систему орошения Марса, нужно направлять проект на решение конкретной задачи, с которой он непосредственно сталкивается в своей среде».

Директор НИКТИ БТС СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Дмитрий Сергеевич Шевченко

Заведующий кафедрой электронных приборов и устройств факультета электроники, СПбГЭТУ «ЛЭТИ» д.т.н., профессор Артем Юрьевич Грязнов отметил, что в первую очередь школьник должен понимать суть своего проекта и мог пояснить его любую деталь. Чтобы научиться первичным навыкам проектирования, достаточно взять простейшую вещь, которая ему знакома, использовать примеры из жизни. Умение работать в команде поможет в будущем выстраивать междисциплинарное взаимодействие. Не менее значимы в профориентационной деятельности экскурсии на производство, где школьник на практике видит процесс работы, погружается в профессиональную среду. Наличие соревновательной составляющей в работе мотивирует к получению углубленных знаний. Все вкупе помогает школьникам стать в последствии абитуриентами с осознанным выбором будущей специальности, с интересом учиться в университете и заниматься в лабораториях. По словам профессора, таких студентов-старшекурсников отрасль охотно принимает на работу.

О том, какие возможности для студентов открываются в лабораториях Технопарка СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и Передовой инженерной школе ЛЭТИ, участники стажировки узнали в ходе экскурсий.

Комментариев пока нет.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Пользовательское соглашение

Опубликовать